Законы диалектики. Не тереть!!!!!

Разговоры на любые темы

Модераторы: IgaPower, Ринсо, Всеслав

Ответить
Сообщений: 9 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
19-01, 10:27
Законы диалектической логики


Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, "ядро" материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, "стороны" и т.п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают.

Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.

Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения.

Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия ("отрицательная диалектика" - апория). В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей"» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант "устранял" антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого ("трагическая диалектика"), с другой - попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей "как зако познания (и закон объективного мира)" (Ленин). Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - "Капитал" Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза.

Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной "непротиворечивой системы". Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои выводы.

Всякий общественный строй есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается о противоречивой природой объектов.

Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития предметов, явлений, каков механизм этого процесса.Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества.
Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.
непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое.Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

выделяют следующие виды скачков:
по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные( коренные);
по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры

Закон отрицания отрицания

Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойного отрицания /Аристотель отрицал Гераклита, Гегель - Аристотеля/. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами /"минус на минус дает плюс" и т.п./.
19-01, 10:41
Интересно, а Ига читает всю эту чушь до экзамена? Если нет, то можно прикольнуться - сменить текст на ченить более понятное для нормального человека)

Изображение Изображение
19-01, 10:59
Это я читал) Еще к одному из семинаров готовил. Кстати, в сети довольно забавная есть статья о законах диалектики, в которой автор доказывает бесполезность оной. Очень доступно.

В армии.
19-01, 13:01
а вопрос....зачем это здесь?:)

Изображение
19-01, 13:11
Это он так к экзаменам готовится. С кпкшника потом читает на экзаменах:).

Всё или ничего! Так победим.
19-01, 13:35
мгмм мгмм ну я на смартфон кидала текстовые файлы и списывала.

Изображение
19-01, 14:26
У меня гламурная Нокия 7500 призм и не читает текстовые файлы, так что пользуюсь встроенной оперой. Спасибо за понимание.)

В армии.
20-01, 03:57
Эх, а я учил обычно ... :oops:

Правда по философии автомат был.

CheckFINISHEDCheckFINISHEDCheckFINISHEDCheckFINISHED
DIE THE DEATH! SENTENCE TO DEATH!
GREAT EQUALIZER IS THE DEATH!
20-01, 12:47
ДжанКу писал(а):
Эх, а я учил обычно ... :oops:

Правда по философии автомат был.
у меня тоже)) и по психологии.
так что подобной ерундой я тоже голову не забивал))

О, вижу я отца своего! О, вижу я и мать, и сестер с братьями. О, вижу я, как наяву, предков моих, всех до единого! Они призывают меня. Зовут мое место занять рядом с ними, в чертогах Вальхаллы! Где вечно живут храбрецы!
"Волки Одина" by Butterfly Temple

Тех, кого я не в силах сокрушить словами, я сокрушу танками Имперской Гвардии!(с)
Изображение

Сообщений: 9 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron